445000.ru - индекс Тольятти
Тольятти
06.12.2011 17:58 · Модернизация системы среднего и начального профессионального образования

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема концептуально нового методологического и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе активной поддержки государства и внедрения инновационных методов.

Согласно приоритетному национальному проекту «Образование» (ПНПО) государство активно финансирует образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. За последние три года в системе высшего образования только за счет федерального бюджета поддержаны программы 57 вузов на общую сумму 30 млрд руб. В системе начального и среднего профессионального образования получили поддержку около 250 программ учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд рублей.

Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание к учреждениям НПО и СПО со стороны регионов и производства. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере. О ней заговорили средства массовой информации, появился интерес у молодежи и родителей. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс. человек. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

В целях совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. В соответствии с ней сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на ближайшие годы.

Главной целью в ближайшее время является реализация государственной образовательной политики, основное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

Изменение социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров, что может быть достигнуто путем перехода учреждений начального и среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить повышение эффективности и устойчивое функционирование образовательных учреждений.

Развитие начального и среднего профессионального образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования, позволило достигнуть целого ряда позитивных результатов: рационализации структуры подготовки кадров, совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, укрепления связи образовательных учреждений с производством.

Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – наиболее значительный сегмент производительных сил общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (статья 5) прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на общедоступной и бесплатной основе для граждан, впервые получающих образование этой ступени.

Все большая роль в деятельности образовательных учреждений НПО и СПО отводится реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная подготовка, переподготовка), ориентированных на потребности бизнеса. В этой связи развитие дополнительного профессионального образования станет одним из наиболее значимых направлений деятельности образовательных учреждений СПО и НПО.

С целью совершенствования процедуры трудоустройства выпускников подведомственными образовательными учреждениями проводится работа по созданию служб (центров, отделов) содействия трудоустройству через формирование долгосрочных договорных отношений с работодателями. В основном выпускники федеральных учреждений начального и среднего профессионального образования в последнее время востребованы работодателями.

С целью качественной подготовки кадров и для эффективного функционирования образовательных учреждений СПО и НПО в современных условиях совместно с социальными партнерами разрабатываются программы развития образовательных учреждений, в которых определяются его приоритетные направления в соответствии с требованиями инновационной экономики, современными запросами общества и гражданина.

Следует отметить, что развитие среднего и начального профессионального образования с учетом изменяющихся роли, места и функций рабочих кадров сдерживается рядом проблем: недостаточной эффективностью управления учреждениями начального и среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с производством, старением учебно-лабораторной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики обучающихся; неспособностью обеспечить в полной мере подготовку кадров необходимой квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих; отсутствием пополнения кадрового потенциала учебных заведений руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.

Качество подготовки в учреждениях НПО не в полной мере отвечает запросам работодателей. И дело здесь не только в технологиях обучения и устаревшем оборудовании, не позволяющих ученику достичь высокого разряда, но и в требованиях к уровню квалификации выпускника, которые задают образовательные стандарты.

С учетом обозначенных проблем государство определило основные направления формирования эффективной системы регулирования деятельности образовательных учреждений СПО и НПО в условиях децентрализации и демократизации образования, расширения автономности образовательных учреждений.

Первое направление – это развитие сети подведомственных учреждений, одной из задач которого является обеспечение системной интеграции образовательных учреждений различных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы с целью расширения спектра услуг в области подготовки кадров, повышения качества образования по различным направлениям, уровням и формам.

Проводится работа по оптимизации филиальной сети подведомственных образовательных учреждений СПО. Определены учреждения СПО, которые будут участвовать в пилотном проекте – переходе в автономные учреждения.

Второе направление – это ресурсное обеспечение подведомственных учреждений СПО и НПО, то есть развитие учебно-материальной базы.

Третье направление – совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений.

Четвертое направление – кадровое обеспечение образовательных учреждений. Основной акцент сделан на формирование резерва руководящих кадров образовательных учреждений СПО и НПО, так как более 70% администрации составляют руководители в возрасте старше 50 лет.

Наиболее важным с учетом реалий сегодняшнего дня является пятое направление. Это развитие социального партнерства.

Большое значение для инновационного развития начального и среднего профессионального образования, представляющего собой практико-ориентированное обучение, имеет расширение взаимодействия со сферой труда. Такое взаимодействие является одним из путей повышения адекватности результатов деятельности системы профессионального образования потребностям производства, приближения подготовки специалистов к требованиям различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с их будущей работой на предприятиях, привлечения дополнительных источников для совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время получило развитие партнерство образовательных учреждений НПО и СПО с работодателями, профессиональными сообществами и другими экономическими структурами на уровне заключения договоров. Практически каждое учебное заведение заключает договор с работодателями по вопросам организации практического обучения и последующего трудоустройства выпускников. В то же время есть проблемы на этом направлении у образовательных учреждений, которые готовят специалистов для сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса.

Подведомственные образовательные учреждения СПО и НПО объединены в отраслевые профильные ассоциации. Ассоциации проводят отраслевое повышение квалификации, конкурсы по профильным специальностям и профессиям, организуют стажировки на ведущих предприятиях отрасли.

Динамично меняющиеся запросы работодателей, вызванные глобальной сменой производственных технологий, диктуют необходимость изменения содержания подготовки кадров. С учетом этого в большинстве подведомственных образовательных учреждений с участием работодателей разрабатывается и корректируется набор необходимых профессиональных компетенций по подготовке рабочих кадров и специалистов; вводятся новые дисциплины, программы подготовки и специализации. Все это оказывает влияние на организацию практической подготовки обучающихся, внедрение современных образовательных и информационных технологий, позволяет улучшить трудоустройство выпускников.

Приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере НПО и СПО являются: участие объединений работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов, рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования; распространение успешного опыта взаимодействия предприятий и учебных заведений; создание отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из представителей работодателей; организация структур – посредников между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию актуальности профессионального образования; участие объединений работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий; привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Государственно-частное партнерство в управлении образовательными учреждениями позволяет организовать деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования с ориентацией на предприятие или группу предприятий различных форм собственности. Это взаимодействие ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет согласовывать кадровый заказ на специалистов того или иного уровня квалификации с предложениями учреждений НПО и СПО, учитывать меняющиеся требования работодателей, как главных заказчиков квалифицированных специалистов, к качеству профессиональной подготовки в региональной сети учреждений НПО и СПО.

В рамках этого партнерства в 2007–2009 годах 310 учреждениям начального и среднего профессионального образования были направлены средства из федерального бюджета в размере 7981,1 млн рублей. Общий объем средств, выделенных на нужды учреждений НПО и СПО (включая поступления из региональных бюджетов и от потенциальных работодателей, а также собственные средства учреждений) составил более 8,4 млрд рублей.

Использование схем софинансирования позволило привлечь государственные и частные средства к поддержке инновационных направлений развития учреждений начального и среднего профессионального образования.

Формат реализации ПНПО изначально предусматривает встроенность инновационных образовательных программ учреждений НПО и СПО в программы развития учреждений и региональные программы развития профессионального образования, которые являются частью программ социально-экономического развития регионов.

В настоящее время на реализацию инновационных образовательных программ всем образовательным учреждениям – победителям конкурса открыто финансирование из федерального бюджета. В порядке выполнения обязательств по софинансированию в установленные сроки осуществляется перечисление средств на счета образовательных учреждений, производятся передача оборудования с баланса на баланс, ремонт помещений.

В проектах победителей ПНПО работодатель выступает как основной заказчик качества профессионального образования и потребитель его результатов. Работодатели оценивают как наиболее эффективные, а потому вызывающие наибольший интерес с точки зрения дальнейшего развития такие виды сотрудничества с инновационными учреждениями НПО и СПО, как: практика/стажировка на предприятии, совместная реализация социальных программ по закреплению молодых специалистов – выпускников учреждений НПО и СПО на предприятии; наставничество на предприятии, участие в разработке квалификационных требований по специальностям, учебных программ, организация переподготовки мастеров производственного обучения, реализация совместных программ по развитию учебно-производственной базы.

Реализация ПНПО дала мощный импульс к развитию эффективных моделей и механизмов взаимодействия учреждений НПО и СПО и работодателей. Это разработка и реализация корпоративных целевых программ подготовки кадров под заказ предприятий; заключение договоров на подготовку кадров под заказ предприятий; заключение договоров между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.

Безусловно, реализация программ дополнительного профессионального образования в учреждениях СПО и НПО станет приоритетом в их деятельности.

Пожалуй, самым ценным для образовательных учреждений – победителей нацпроекта является то, что, по сути, они становятся ресурсными центрами, способными концентрировать образовательные ресурсы профессионального образования для их коллективного использования в региональной сети учреждений профессионального образования.

Таким образом, принимаемые меры по модернизации профессионального образования в современных социально-экономических условиях призваны не только способствовать решению задач по улучшению профессиональной подготовки молодежи, но и качественно ее изменить.

Еще по теме:

НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
Швейцария страдает от мощного наводнения

На востоке Швейцарии сильные дожди вызвали наводнение, несколько рек вышли из берегов. В одну из них смыло припаркованный неподалеку...
В результате взрыва, часть Владивостока оказалась без энергоснабжения

На электро подстанции «Волна» во Владивостоке прогремел взрыв, в результате которого один человек пострадал. Он с тяжелыми травмами был...
В Самаре компенсируют расходы на газ

Начиная с 10 февраля 2014 года всеми самарскими территориальными управлениями соцподдержки и защиты населения начат прием документов и назначение компенсационных...
Самарцам компенсируют расходы на газ

Жителям Самарской области теперь будут предоставлять компенсации за расходы по газоснабжению. Стоит отметить, что в течение долгого времени тарифы на...
Компании Самарской области должны 2,5 млрд

2,5 млрд. российских рублей должны компании Самарской области Пенсионному фонду Российской Федерации. Данную новость рассказала Анна Зайцева, которая является руководителем...
Эл банк продляет акцию «Приведи друга»

По просьбам клиентов, городской Эл банк решил продлить в Самаре акцию под названием «Приведи друга». Для жителей города Самара акция...
Транспорт к морозам подготовлен!

Недавно стало известно, что в скором времени в Самаре ожидаются 35-градусные морозы. Между прочим, ночью столбик термометра опустится до тридцати...
Медведеву безразличны протесты Японии по поводу посещения им Курильских островов

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, 3 июля 2012 г. во второй раз посетивший Курильские острова, заявил, что ему безразличны протесты Японии...
В Самаре в центрах «Семья» появятся «Елки желаний»

Восьмого декабря в стенах каждого районного центра «Семья» установят елки желаний. Подобные елки уже появились в здании Думы городского округа...
Очистные сооружения

Сточные воды пагубно влияют на окружающую среду, поэтому очистка хозяйственно бытовых сливов крайне важна для жизнедеятельности человека. Централизованные канализации отчасти...
Патриарх Кирилл помолился на границе России, Украины и Беларуси

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на границе России, Украины и Беларуси в субботу помолился о мирном развитии отношений...
Достойное выступление самарских пловцов

Совсем недавно в Москве проходили открытые соревнования по плаванью среди инвалидов под названием «Кубок Александра Попова». На этом турнире спортсмены...
Плющенко не будет выступать в Самаре

Шоу Евгения Плющенко, проведение которого в Самаре было запланировано на десятое марта, было отменено. Сейчас проводится возврат денег за уже...
Отдых в Болгарии - никто не останется равнодушным

Прекрасный климат Болгарии. Какой же отдых без моря и солнца? Черное море и ласковое солнышко — вот одна из...
В Большом адронном коллайдере обнаружен бозон Хиггса - "частица Бога"

Ученые, работающие с Большим адронным коллайдером (БАК), объявили, что найдена новая субатомная частица, которая гипотетически соответствует параметрам бозона Хиггса....
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ