445000.ru - индекс Тольятти
Тольятти
06.12.2011 19:58 · Модернизация системы среднего и начального профессионального образования

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема концептуально нового методологического и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов на основе активной поддержки государства и внедрения инновационных методов.

Согласно приоритетному национальному проекту «Образование» (ПНПО) государство активно финансирует образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. За последние три года в системе высшего образования только за счет федерального бюджета поддержаны программы 57 вузов на общую сумму 30 млрд руб. В системе начального и среднего профессионального образования получили поддержку около 250 программ учреждений начального и среднего профессионального образования на общую сумму 6,2 млрд рублей.

Конкурсная поддержка инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования позволила начать формирование сети ресурсных центров для всей страны по востребованным экономикой направлениям подготовки. Возросло внимание к учреждениям НПО и СПО со стороны регионов и производства. Впервые со времен Советского Союза начался подъем в этой сфере. О ней заговорили средства массовой информации, появился интерес у молодежи и родителей. Сегодня в ресурсных центрах обучается порядка 60 тыс. человек. Тем самым закладываются основы для преодоления дефицита кадров.

В целях совершенствования текущего финансирования совместно с работодателями определена прогнозная потребность в профессиональных кадрах по всем отраслям экономики до 2015 года. В соответствии с ней сформированы контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на ближайшие годы.

Главной целью в ближайшее время является реализация государственной образовательной политики, основное требование которой – обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

Изменение социально-экономических условий диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров, что может быть достигнуто путем перехода учреждений начального и среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить повышение эффективности и устойчивое функционирование образовательных учреждений.

Развитие начального и среднего профессионального образования, осуществляемое в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, комплексом межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования, позволило достигнуть целого ряда позитивных результатов: рационализации структуры подготовки кадров, совершенствования содержания образования и организации образовательного процесса, укрепления связи образовательных учреждений с производством.

Высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена – наиболее значительный сегмент производительных сил общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (статья 5) прием в учреждения начального профессионального образования осуществляется на общедоступной и бесплатной основе для граждан, впервые получающих образование этой ступени.

Все большая роль в деятельности образовательных учреждений НПО и СПО отводится реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная подготовка, переподготовка), ориентированных на потребности бизнеса. В этой связи развитие дополнительного профессионального образования станет одним из наиболее значимых направлений деятельности образовательных учреждений СПО и НПО.

С целью совершенствования процедуры трудоустройства выпускников подведомственными образовательными учреждениями проводится работа по созданию служб (центров, отделов) содействия трудоустройству через формирование долгосрочных договорных отношений с работодателями. В основном выпускники федеральных учреждений начального и среднего профессионального образования в последнее время востребованы работодателями.

С целью качественной подготовки кадров и для эффективного функционирования образовательных учреждений СПО и НПО в современных условиях совместно с социальными партнерами разрабатываются программы развития образовательных учреждений, в которых определяются его приоритетные направления в соответствии с требованиями инновационной экономики, современными запросами общества и гражданина.

Следует отметить, что развитие среднего и начального профессионального образования с учетом изменяющихся роли, места и функций рабочих кадров сдерживается рядом проблем: недостаточной эффективностью управления учреждениями начального и среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных учреждений с производством, старением учебно-лабораторной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики обучающихся; неспособностью обеспечить в полной мере подготовку кадров необходимой квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих; отсутствием пополнения кадрового потенциала учебных заведений руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве.

Качество подготовки в учреждениях НПО не в полной мере отвечает запросам работодателей. И дело здесь не только в технологиях обучения и устаревшем оборудовании, не позволяющих ученику достичь высокого разряда, но и в требованиях к уровню квалификации выпускника, которые задают образовательные стандарты.

С учетом обозначенных проблем государство определило основные направления формирования эффективной системы регулирования деятельности образовательных учреждений СПО и НПО в условиях децентрализации и демократизации образования, расширения автономности образовательных учреждений.

Первое направление – это развитие сети подведомственных учреждений, одной из задач которого является обеспечение системной интеграции образовательных учреждений различных уровней путем их укрупнения и объединения в комплексы с целью расширения спектра услуг в области подготовки кадров, повышения качества образования по различным направлениям, уровням и формам.

Проводится работа по оптимизации филиальной сети подведомственных образовательных учреждений СПО. Определены учреждения СПО, которые будут участвовать в пилотном проекте – переходе в автономные учреждения.

Второе направление – это ресурсное обеспечение подведомственных учреждений СПО и НПО, то есть развитие учебно-материальной базы.

Третье направление – совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений.

Четвертое направление – кадровое обеспечение образовательных учреждений. Основной акцент сделан на формирование резерва руководящих кадров образовательных учреждений СПО и НПО, так как более 70% администрации составляют руководители в возрасте старше 50 лет.

Наиболее важным с учетом реалий сегодняшнего дня является пятое направление. Это развитие социального партнерства.

Большое значение для инновационного развития начального и среднего профессионального образования, представляющего собой практико-ориентированное обучение, имеет расширение взаимодействия со сферой труда. Такое взаимодействие является одним из путей повышения адекватности результатов деятельности системы профессионального образования потребностям производства, приближения подготовки специалистов к требованиям различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с их будущей работой на предприятиях, привлечения дополнительных источников для совершенствования материально-технической базы образовательных учреждений.

В настоящее время получило развитие партнерство образовательных учреждений НПО и СПО с работодателями, профессиональными сообществами и другими экономическими структурами на уровне заключения договоров. Практически каждое учебное заведение заключает договор с работодателями по вопросам организации практического обучения и последующего трудоустройства выпускников. В то же время есть проблемы на этом направлении у образовательных учреждений, которые готовят специалистов для сельского хозяйства и малого и среднего бизнеса.

Подведомственные образовательные учреждения СПО и НПО объединены в отраслевые профильные ассоциации. Ассоциации проводят отраслевое повышение квалификации, конкурсы по профильным специальностям и профессиям, организуют стажировки на ведущих предприятиях отрасли.

Динамично меняющиеся запросы работодателей, вызванные глобальной сменой производственных технологий, диктуют необходимость изменения содержания подготовки кадров. С учетом этого в большинстве подведомственных образовательных учреждений с участием работодателей разрабатывается и корректируется набор необходимых профессиональных компетенций по подготовке рабочих кадров и специалистов; вводятся новые дисциплины, программы подготовки и специализации. Все это оказывает влияние на организацию практической подготовки обучающихся, внедрение современных образовательных и информационных технологий, позволяет улучшить трудоустройство выпускников.

Приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере НПО и СПО являются: участие объединений работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов, рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования; распространение успешного опыта взаимодействия предприятий и учебных заведений; создание отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из представителей работодателей; организация структур – посредников между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию актуальности профессионального образования; участие объединений работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий; привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Государственно-частное партнерство в управлении образовательными учреждениями позволяет организовать деятельность учреждений начального и среднего профессионального образования с ориентацией на предприятие или группу предприятий различных форм собственности. Это взаимодействие ориентировано на долговременное и стратегическое партнерство, так как позволяет согласовывать кадровый заказ на специалистов того или иного уровня квалификации с предложениями учреждений НПО и СПО, учитывать меняющиеся требования работодателей, как главных заказчиков квалифицированных специалистов, к качеству профессиональной подготовки в региональной сети учреждений НПО и СПО.

В рамках этого партнерства в 2007–2009 годах 310 учреждениям начального и среднего профессионального образования были направлены средства из федерального бюджета в размере 7981,1 млн рублей. Общий объем средств, выделенных на нужды учреждений НПО и СПО (включая поступления из региональных бюджетов и от потенциальных работодателей, а также собственные средства учреждений) составил более 8,4 млрд рублей.

Использование схем софинансирования позволило привлечь государственные и частные средства к поддержке инновационных направлений развития учреждений начального и среднего профессионального образования.

Формат реализации ПНПО изначально предусматривает встроенность инновационных образовательных программ учреждений НПО и СПО в программы развития учреждений и региональные программы развития профессионального образования, которые являются частью программ социально-экономического развития регионов.

В настоящее время на реализацию инновационных образовательных программ всем образовательным учреждениям – победителям конкурса открыто финансирование из федерального бюджета. В порядке выполнения обязательств по софинансированию в установленные сроки осуществляется перечисление средств на счета образовательных учреждений, производятся передача оборудования с баланса на баланс, ремонт помещений.

В проектах победителей ПНПО работодатель выступает как основной заказчик качества профессионального образования и потребитель его результатов. Работодатели оценивают как наиболее эффективные, а потому вызывающие наибольший интерес с точки зрения дальнейшего развития такие виды сотрудничества с инновационными учреждениями НПО и СПО, как: практика/стажировка на предприятии, совместная реализация социальных программ по закреплению молодых специалистов – выпускников учреждений НПО и СПО на предприятии; наставничество на предприятии, участие в разработке квалификационных требований по специальностям, учебных программ, организация переподготовки мастеров производственного обучения, реализация совместных программ по развитию учебно-производственной базы.

Реализация ПНПО дала мощный импульс к развитию эффективных моделей и механизмов взаимодействия учреждений НПО и СПО и работодателей. Это разработка и реализация корпоративных целевых программ подготовки кадров под заказ предприятий; заключение договоров на подготовку кадров под заказ предприятий; заключение договоров между предприятиями и учебными заведениями по совместному управлению материальной базой, передаче в аренду оборудования, в том числе на льготных экономических условиях.

Безусловно, реализация программ дополнительного профессионального образования в учреждениях СПО и НПО станет приоритетом в их деятельности.

Пожалуй, самым ценным для образовательных учреждений – победителей нацпроекта является то, что, по сути, они становятся ресурсными центрами, способными концентрировать образовательные ресурсы профессионального образования для их коллективного использования в региональной сети учреждений профессионального образования.

Таким образом, принимаемые меры по модернизации профессионального образования в современных социально-экономических условиях призваны не только способствовать решению задач по улучшению профессиональной подготовки молодежи, но и качественно ее изменить.

Еще по теме:

НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
Швейцария страдает от мощного наводнения

На востоке Швейцарии сильные дожди вызвали наводнение, несколько рек вышли из берегов. В одну из них смыло припаркованный неподалеку...
В результате взрыва, часть Владивостока оказалась без энергоснабжения

На электро подстанции «Волна» во Владивостоке прогремел взрыв, в результате которого один человек пострадал. Он с тяжелыми травмами был...
В Самаре компенсируют расходы на газ

Начиная с 10 февраля 2014 года всеми самарскими территориальными управлениями соцподдержки и защиты населения начат прием документов и назначение компенсационных...
Самарцам компенсируют расходы на газ

Жителям Самарской области теперь будут предоставлять компенсации за расходы по газоснабжению. Стоит отметить, что в течение долгого времени тарифы на...
Инвестиции Инвестиции

Обеспечить себе будущее при помощи ценных бумаг вполне реально, что было не раз доказано. Высокодоходные облигации служат средством финансового обеспечения...
Рекламная кампания начинается с выбора стратегии Правильно выбранная стратегия рекламной кампании позволит быстрее добиться желаемого результата

Рекламная кампания начинается с разработки стратегии. Перед подготовкой видеоролика или зазывающего баннера требуется решить массу вопросов, которые повлияют на дальнейшие...
Постановка на учет квадроцикла Постановка на учет квадроцикла после купли-продажи

Процесс продажи квадроцикла самостоятельно довольно долгий и утомительный. Большая часть времени уйдет на рекламу, переговоры с потенциальными покупателями. Обойти эту...
Медведеву безразличны протесты Японии по поводу посещения им Курильских островов

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, 3 июля 2012 г. во второй раз посетивший Курильские острова, заявил, что ему безразличны протесты Японии...
Чем отличается продающий текст от обычного

Работать в области копирайтинга несложно, но стать востребованным специалистом, тексты которого реально продаются – недостижимая задача, если копирайтер не хочет...
Переїзд офісу підприємства Переїзд офісу підприємства

Коли бізнес йде в гору, справи процвітають, безсумнівно, це здорово! При цьому найчастіше виникає потреба в розширенні фірми – старий...
Патриарх Кирилл помолился на границе России, Украины и Беларуси

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на границе России, Украины и Беларуси в субботу помолился о мирном развитии отношений...
Футбол Кубок Африки 2019 Футбол Кубок Африки 2019

В паре Нигерия Камерун победитель определиться в серии послематчевых 11-метровых ударов 6 июля 2019 года, на центральном стадионе египетского города Александрия,...
горный велосипед Как ухаживать за горным велосипедом

Если вы хотите купить горный велосипед, будьте готовы обеспечить ему полноценный уход. В хорошем обслуживании нуждается любое изделие и байк...
Развлечения на Мальдивах Развлечения на Мальдивах

На Мальдивы ежегодно приезжает большое количество любителей дайвинга, подводной съемки и просто путешественников. Если вы выберете путешествие на борту яхты,...
промышленных 3D-принтеров Особенности и преимущества промышленных 3D-принтеров

3D-принтеры уже ни для кого не являются новинкой. Современные производители предлагают устройство трехмерной печати самого разного назначения. Особое место среди...
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ