445000.ru - индекс Тольятти
Тольятти
18.09.2009 11:16 · Святые мощи прмцц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в Тольятти

фото: sedmitza.ruС 24 сентября по 4 октября 2009г. в городском округе Тольятти Самарской и Сызранской епархии будут пребывать святые мощи прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ В РОССИЮ

Мощи прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны вернулись в Россию, которую Елизавета Федоровна так любила при жизни, только через 86 лет после казни, в 2004 году. Их сопровождал епископ Бостонский Михаил – иерарх Зарубежной церкви, с которой Русская Православная Церковь до 2007 года не вела диалога.

В январе 2004 года Андреевский фонд России обратился к зарубежному Синоду с предложением привезти мощи великой княгини Елизаветы. Синод не только согласился, но и предложил вместо двух недель пребывания полгода – условно от дней царственных мучеников до праздника новомучеников, которых чтят и в России, и за рубежом.

24 июля 2004 г. в Россию из храма Марии Магдалины иерусалимского женского монастыря в Гефсимани, который принадлежит Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), в Москву был торжественно доставлен ковчег с мощами великой княгини Елизаветы, основательницы Марфо-Мариинской обители, вдовы убитого эсерами московского генерал-губернатора и сестры последней императрицы Александры. Это была первая совместная акция русской и Зарубежной православных Церквей.

В Гефсиманском монастыре Марии Магдалины с 1921 по 2005 год покоились останки великой княгини Елизаветы и ее келейницы инокини Варвары.

Епископ Бостонский Михаил (РПЦЗ) вышел с сияющим ларем из храма, открыл крышку, показал народу реликвии и рука об руку с епископом Дмитровским Александром (РПЦ) понес дар вниз к подножию Гефсиманского сада.

Ларец содержит серебряный ковчег, в который вложена правая десница великой княгини, и деревянный ковчег, сделанный из фрагментов досок гробов, в которых тела мучениц, зверски умерщвленных большевиками в 1918 году в Алапаевске, привезли из Пекина в Палестину.

Президент фонда Андрея Первозванного Александр Мельник пояснил, что Ларец был специально заказан в России.

В Домодедове сто клириков, прождав два часа под палящим солнцем, встретили мощи прямо у трапа. Мощи “прекраснейшей из женщин Европы” (так современники называли великую княгиню Елизавету) – в маленьком ящичке-ковчежце, несли на плечах священнослужители, облаченные в пасхальные алые ризы. отслужили молебен, и вся процессия торжественно отбыла в храм Христа Спасителя. Здесь мощи пробыли 10 дней, крестным ходом прошли от Христа Спасителя в Свято-Данилов монастырь, посетив основанную княгиней Марфо-Мариинскую обитель.

ОПИСАНИЕ КОВЧЕГОВ С МОЩАМИ

Десница (правая рука по предплечье) прмц. Великой княгини Елизаветы Феодоровны находится в серебряной раке в специально изготовленном ковчеге. После извлечения мучеников в Алапаевске пальцы десницы прмц. Елизаветы Феодоровны были сложены в троеперстии. После вскрытия гробниц в Иерусалиме эта святыня вместе с рукой инокини Варвары была доставлена в Нью-Йорк в ноябре 1981 года на прославление Новомученников Собором архиереев Русской Православной Церкви Заграницей за несколько месяцев до торжества канонизации.

Ковчег. По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра для исполнения программы принесения святых мощей свв. прмцц. Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары был изготовлен специальный ковчег из досок гробов, в которых прибыли из Китая в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары. В 1921 святые преподобномученицы прибыли году в них из Китая в Иерусалим, где до 1 мая 1982 года. находились в специальном склепе храма Марии Магдалины. В День Святых Жен Мироносиц и день 100-летия со дня основания Русского Палестинского общества торжественно мощи были перенесены в храм, где находятся до сих пор.

Ковчег имеет размеры 300мм – 300мм – 140мм. Внутри него размещены два мощевика с частицами мощей святых преподобномучениц, а также золотой крест, в основании которого размещены святая земля из Алапаевска и Иерусалима.

На внутренней стороне крышки ковчега – серебряная икона с ликами преподобномучениц, держащих покров над Россией. На клеймах иконы – места, связанные с жизнью и подвигом Великой княгини Елизаветы Феодоровны, подробное описание которых находится на внешних стенках ковчега.

На внешней стороне ковчега сделаны следующие записи: Фасадная стенка (на церковно-славянском языке): “Во славу Святой Троицы сделан бысть ковчег сей из дщицъ (досток) и гвоздей гробов, в них же честные мощи святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары священноигуменом Серафимом во святый градъ Иерусалим принесении быша”.

Боковая стенка № 1. Крест-памятник Великому Князю Сергею Александровичу – Марфо-Мариинская обитель милосердия – Владычня – Храм во имя святого Сергия исповедника – Мюнхен – Храм во имя Новомученников Российских – Дармштадт – Храм во имя равноапостольной Марии Магдалины – Новоспасский монастырь – Троице-Сергиева Лавра.

Боковая стенка № 2. Иерусалим – Храм Гроба Господня – Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины Гефсимания – Опалиха. Храм во имя преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары – Алапаевск – Монастырь во имя новомучеников Российских – Джондарвиль. Свято-Троицкий Собор – Александро-Невская Лавра.

Задняя стенка ковчега. Монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины. Иерусалим. Художественно-реставрационные мастерские. Гефсимания. Апрель – июнь.

Материалы – серебро, золото, китайский тик (дерево, из которого сделаны гробы, и которое, как и лиственница, практически не поддается гниению).

6 августа 2004 г. святыня отправилась в паломничество по России. В феврале 2004 года мощи вернулись в Иерусалим.

По решению РПЦЗ этот ковчег будет передан Марфо-Мариинской обители Милосердия в Москве после ее восстановления.

ПРИНЦЕССА ДАРМШТАДТСКАЯ, МУЧЕНИЦА РУССКАЯ

Елизавета, принцесса Элла, дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка королевы английской Виктории, родилась в 1864 году. Ее мать умерла, когда Елизавете было 14, а будущей последней российской императрице Александре – 6 лет.

Великая Княгиня Елизавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе – Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. 19-летняя лютеранка стала женой брата царя Александра III великого князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Таинство венчания было совершено в воскресенье 3 июня (в праздник Всех Святых) 1884 г. в церкви во имя Спаса Нерукотворного Большого дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому – в одной из гостиных дворца. Для принцессы, выходящей замуж за великого князя, не требовалось обязательно переходить в Православие.

В 1888 году, к 900-летию крещения Руси, Император Александр III поручил Сергею Александровичу быть его представителем на освящении храма святой Марии Магдалины в Гефсимании, построенного на Святой Земле в память их матери, Императрицы Марии Александровны. Сергей Александрович уже был на Святой Земле в 1881 году, когда участвовал в основании Православного Палестинского Общества и стал председателем его. Это общество собирало средства для паломников в Святую Землю, для помощи Русской Миссии в Палестине, для расширения миссионерской работы, для приобретения земель и памятников, связанных с жизнью Спасителя.

Узнав о возможности посетить Святую Землю, Елизавета Федоровна восприняла это как указание Божие и молилась о том, чтобы там, у Гроба Господня, Спаситель Сам открыл ей Свою волю. В Россию она вернулась вместе с мощами Ефросинии Полоцкой, сказав сестрам Гефсимании, что мечтала бы здесь лежать после смерти. Так и вышло.

В 1891 году ее муж стал московским генерал-губернатором. Елизавета усердно учила русский язык. Когда русские становились на колени перед иконами, она делала книксен, стремясь по-своему выразить почтение русской вере. Принцесса Элла думала и читала, и молила Бога указать ей правильный путь, “найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином”. “14 апреля 1891 год Санкт-Петербург Элла присоединилась к Православию. Она сделала это не из каких-нибудь целей, а по твердому убеждению, после двухлетнего размышления. Трогательный обряд присоединения совершился у Сергея в его домовой церкви, рано утром”, – читаем в дневнике великого князя Константина.

“Все знавшие Елисавету с детства отмечали ее любовь к ближним. У нее совершенно не было эгоизма; она всегда старалась помочь другим и часто делала это в ущерб себе. Как говорила впоследствии сама св. Елисавета, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги Елизаветы Тюрингенской, одной из ее предков, в честь которой она и была названа”.

“Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – писала Елизавета Федоровна своим воспитанникам – детям великого князя Павла Александровича (младшего брата Сергея Александровича) Марии и Дмитрию. – Всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдешь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив”.

В 1905 году ее муж был убит в Кремле бомбой, которую бросил эсер Каляев. Елизавета своими руками собрала останки мужа и на третий день посетила его убийцу. Каляев сказал, что не желал ей горя, но ни в чем не раскаивается и просит не хлопотать о нем.

Жить для других было смыслом Елизаветы Федоровны. После трагической смерти горячо любимого мужа, великого князя Сергея Романова, она продала все свои драгоценности и, приняв в 1910 году монашеский постриг, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. При обители были созданы бесплатная больница, где работали лучшие врачи Москвы, столовая для бедных, приют для сирот. За год настоятельница монастыря получала до 12 тысяч прошений о помощи и всем старалась помочь. Особенное внимание княгиня обратила на несчастных детей Хитрова рынка, несших на себе печать проклятия за грехи своих отцов.

После революции ей не раз предлагали уехать – она отказалась. Арестована она была на Пасху 1918 года. Вместе с князем Палеем, нареченным сыном поэта К.Р., с тремя родными сыновьями великого князя Константина Константиновича и остальными царственными мучениками встретила свой смертный час святая преподобномученица Елисавета.

18 июня 1918 года, на другой день после убийства царской семьи, в Алапаевске было продолжено истребление членов Фамилии Романовых. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в Областной совет и предложили им идти на свободу. Обе умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева сказала, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу Великой Княгини. Так крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева сделала свой выбор и присоединилась к узникам, ожидавшим решения своей участи.

Второе злодейское убийство превзошло по жестокости и цинизму даже екатеринбургскую трагедию: великокняжеских узников отвезли на заброшенный железный рудник в 18 км от Алапаевска, избивали прикладами и живыми сбрасывали в шахту. Первой столкнули в яму великую княгиню, которая крестилась и громко молилась: “Господи, прости им, не ведают бо, что творят!” Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине 15 метров. Она не погибла сразу, поддерживала других заживо погребенных в их смертный час, пела молитвы. Когда изуродованные тела подняли наверх, пальцы правой руки Елизаветы были сложены для крестного знамения.

Когда Белая армия заняла Алапаевск и началось расследование убийства великих князей, рядом с Елизаветой Федоровной, нашли тело Иоанна Константиновича с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего, перевязала своего двоюродного племянника-первенца великого князя Константина Константиновича.

В посмертной судьбе Елисаветы Федоровны участвовала английская королевская семья. Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители и ее верной келейницы Варвары в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Долгим и тяжелым был этот путь.

18 (31) октября 1918 г. тела страдальцев положили в деревянные гробы и поставили в кладбищенской церкви Алапаевска, где совершалось постоянное чтение псалтири и служились панихиды. На следующий день гробы перенесли в Свято-Троицкий собор, отслужили заупокойную Литургию, а вслед за ней – отпевание. Гробы были поставлены в склепе собора, с правой стороны от алтаря. Но недолго покоились здесь их тела. Красная армия наступала, и необходимо было перевезти их в более безопасное место. Занялся этим отец Серафим, игумен Алексеевского скита Пермской епархии, друг и духовник Великой Княгини.

Сразу после октябрьской революции о. Серафим был в Москве, имел беседу с Великой Княгиней и приглашал ее поехать с ним в Алапаевск, где, по его словам, были надежные люди в скитах, которые сумеют укрыть и сохранить Великую Княгиню. Елизавета Федоровна отказалась скрываться, но добавила в конце беседы: “Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански.” Слова эти оказались пророческими.

Игумен Серафим получил разрешение от адмирала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. И 1 (14) июля 1919 г. восемь алапаевских гробов направились к Чите. Здесь гробы привезли в Покровский женский монастырь, где монахини обмыли тела страстотерпцев и облачили Великую Княгиню и инокиню Варвару в монашеское одеяние. Отец Серафим с послушниками сняли доски пола в одной из келий, выкопали там могилу и поставили все восемь гробов, засыпав их небольшим слоем земли. В этой келье остался жить и охранять тела страдальцев сам о. Серафим.

В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев. Но Красная армия снова наступала, и останки новомучеников необходимо было увозить уже за пределы России. 26 февраля начался этот путь, при полном расстройстве железнодорожного транспорта. Вагон передвигался вместе с фронтом. У самой границы Китая на состав напал отряд красных партизан, которые пытались выбросить из вагона гробы с телами. Подоспевшие китайские солдаты отогнали нападавших и сохранили тела страдальцев от уничтожения.

Когда состав прибыл в Харбин, тела всех алапаевских страдальцев были в состоянии полного разложения, кроме тел Великой Княгини и инокини Варвары. Князь Н. А. Кудашев, вызванный в Харбин для опознания убитых и составления протокола, вспоминает: “Великая Княгиня лежала, как живая, и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтек от удара при падении в шахту.

Я заказал для них настоящие гробы и присутствовал на похоронах. Зная, что Великая Княгиня всегда выражала желание быть погребенной в Гефсимании в Иерусалиме, я решил исполнить ее волю – послал прах ее и ее верной послушницы в Святую Землю, попросив монаха проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг”.

В апреле 1920 г. гробы страдальцев прибыли в Пекин, где их встретил начальник Русской Духовной Миссии архиепископ Иннокентий, затем пароходом в Шанхай. Из Шанхая – в Порт-Саид, куда прибыли в январе 1921 года. Из Порт-Саида гробы в специальном вагоне отправили в Иерусалим, где их встретило русское и греческое духовенство, многочисленные паломники, которых революция 1917 года застала в Иерусалиме.

Погребение тел новомучениц совершил Патриарх Дамиан в сослужении многочисленного духовенства. Их гробы были помещены в усыпальнице под нижними сводами храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Когда открыли гроб с телом Великой Княгини, то помещение наполнилось благоуханием. По словам архимандрита Антония (Граббе), чувствовался “сильный запах как бы меда и жасмина”. Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей новомучениц из усыпальницы, где они до этого находились, в самый храм святой Марии Магдалины.

В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых новомучеников России преподобномучениц Великую Княгиню Елизавету и инокиню Варвару, установив празднование им в день их кончины 5 (18) июля.

Пребывание ковчега с мощами великомученицы Елисаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны) в городском округе Тольятти:

* Центральное благочиние, приход в честь Казанской иконы Божьей Матери – с 24 по 27 сентября 2009г. (16.00.); * Преображенское благочиние, Спасо-Преображенский собор – с 27 сеньября (с 16.30) до 1 октября (16.00.); * Тихоновское благочиние, Церковь в честь святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси – с 1 октября (16.30) до 4 октября (16.00.)

Использованы материалы православных сайтов: Православие.ru и РПЦЗ

Отдел взаимодействия с общественными объединениями

Источник: “445000.ru”: 445000.ru

Еще по теме:

НОВОСТИ СЕГОДНЯ НА 445000.RU
Швейцария страдает от мощного наводнения

На востоке Швейцарии сильные дожди вызвали наводнение, несколько рек вышли из берегов. В одну из них смыло припаркованный неподалеку...
В результате взрыва, часть Владивостока оказалась без энергоснабжения

На электро подстанции «Волна» во Владивостоке прогремел взрыв, в результате которого один человек пострадал. Он с тяжелыми травмами был...
В Самаре компенсируют расходы на газ

Начиная с 10 февраля 2014 года всеми самарскими территориальными управлениями соцподдержки и защиты населения начат прием документов и назначение компенсационных...
Самарцам компенсируют расходы на газ

Жителям Самарской области теперь будут предоставлять компенсации за расходы по газоснабжению. Стоит отметить, что в течение долгого времени тарифы на...
Инвестиции Инвестиции

Обеспечить себе будущее при помощи ценных бумаг вполне реально, что было не раз доказано. Высокодоходные облигации служат средством финансового обеспечения...
Рекламная кампания начинается с выбора стратегии Правильно выбранная стратегия рекламной кампании позволит быстрее добиться желаемого результата

Рекламная кампания начинается с разработки стратегии. Перед подготовкой видеоролика или зазывающего баннера требуется решить массу вопросов, которые повлияют на дальнейшие...
Постановка на учет квадроцикла Постановка на учет квадроцикла после купли-продажи

Процесс продажи квадроцикла самостоятельно довольно долгий и утомительный. Большая часть времени уйдет на рекламу, переговоры с потенциальными покупателями. Обойти эту...
Медведеву безразличны протесты Японии по поводу посещения им Курильских островов

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, 3 июля 2012 г. во второй раз посетивший Курильские острова, заявил, что ему безразличны протесты Японии...
бильярдный стол Какова польза игры в бильярд?

На сегодняшний день просто огромное количество людей являются ярыми поклонниками игры в бильярд, причем в эту игру играют практически во...
маски Маски для лица

Разнообразие масок для лица на современном рынке способно приятно удивить и даже очаровать. В зависимости от предназначения их можно поделить...
Патриарх Кирилл помолился на границе России, Украины и Беларуси

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на границе России, Украины и Беларуси в субботу помолился о мирном развитии отношений...
Футбол Кубок Африки 2019 Футбол Кубок Африки 2019

В паре Нигерия Камерун победитель определиться в серии послематчевых 11-метровых ударов 6 июля 2019 года, на центральном стадионе египетского города Александрия,...
горный велосипед Как ухаживать за горным велосипедом

Если вы хотите купить горный велосипед, будьте готовы обеспечить ему полноценный уход. В хорошем обслуживании нуждается любое изделие и байк...
Город Сотогранде на юге в Испании Город Сотогранде на юге в Испании

Этот тихий туристический центр расположен в небольшом и особом уголке региона Кампо-де-Гибралтар. Место для конфиденциальности, проведения закрытых спортивных событий, превосходных...
солнечные панели Солнечные панели - экологическая угроза 21 века?

Время от времени на просторах интернета можно встретить интересные дискуссии на тему экологичности солнечных панелей. Есть некоторая группа людей, которые...
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ