445000.ru - индекс Тольятти
Тольятти
04.08.2007 14:57 · Аномальные явления: факты и размышления. Часть 1

Жигулевский заповедник аномальных явлений

Самарская Лука – это уникальное природное образование, стоящее в совершенно особом положении по сравнению с другими природными объектами и в нашей стране, так и за ее пределами. Уникальность эта определяется геологическим строением Луки и ее происхождением, с которым связаны также геофизические, биологические, этнографические и другие особенности этой территории.

Следствие этого – огромное количество самых различных аномальных явлений. Оно огромно настолько, что Самарскую Луку можно вполне обоснованно считать Заповедником аномальных явлений. Этот Заповедник еще ждет своих исследователей, поэтому пока о физической природе происходящих в нем аномальных явлений можно судить только лишь с определенной степенью вероятности. Но не то важно, насколько правильно мы понимаем физическую природу аномальных явлений Самарской Луки, а важно другое – быть любознательными и подмечать такие явления природы, которые пока являются для нас аномальными, а в будущем получат свое объяснение и станут самыми обычными, и, может быть, даже потеряют к себе всякий интерес.

Пока же “аномальную компоненту” из исторических хроник Самарского края и современных наблюдений можно разделить на несколько вполне самостоятельных подгрупп. Начнем с самых простых, привычных и поэтому наименее волнующих людское воображение.

Первая группа – это световые столбы многокилометровой длины, исходящие из девственного леса Жигулей и бьющие в небо на высоту в несколько километров – о таких рассказывают и туристы, и местные жители, и лесники. Особенно часто такие явления наблюдаются вблизи Чарокайки и бывшего гудронного завода, хотя бывали подобные феномены и на берегу водохранилища, и над Сокольими горами, в ряде других мест Самарской Луки.

Следующая группа АЯ – это так называемые “кошачьи лапки”, группы светящихся шаров в небе над Жигулями. Очень часто появление “кошачьих лапок” случается наблюдать речникам. По их наблюдениям, первым делом в небе возникают белые яркие точки (ярче звезд), которые потом разворачиваются в зеленые светящиеся шары, сгруппированные по пять штук как бы в “кошачьи лапки”. Иногда “лапок” бывает две сразу, и наблюдаются на одном и том же месте по несколько часов подряд. Появляются они при любой погоде – могут возникнуть и на фоне звездного неба, и на фоне дневных дождевых туч.

Еще одна группа АЯ получила название “кошачьи ушки”, а выглядят эти явления как конусовидные невысокие столбы света, бьющего прямо из земли. Светящаяся зона в них четко отграничена от окружающего пространства – так, как это можно сделать только с использованием современной лазерной техники (которой посреди леса вроде бы неоткуда взяться).

Встречаются и странные “туманные” образования, откровенно нарушающие законы физики. Много раз туристы, побывавшие в Каменной Чаше, наблюдали очень плотные небольшие “облачка” белого цвета, по размеру сравнимые с размерами человеческой фигуры. Облачка эти передвигаются вдоль склонов Чаши в любых направлениях. Что интересно, ветер, сколь бы сильным он ни был, не препятствует движению этих сгустков, которые частенько идут ровно навстречу ветру, ничуть не меняя форму и не развеиваясь под воздействием воздушных потоков.

И, наконец, плазмоиды – светящиеся шаровые образования, которые чем-то похожи на шаровые молнии, но гораздо больше них по размерам, да и по другим своим характеристикам их приходится относить к совершенно особой группе физических объектов. Иногда они даже проявляют определенное сочувствие к человеку (помните пример со светящимся шаром, осветившим упавший у пожилой женщины замок?)

Надо сказать, что последняя разновидность аномалий органично включена в местную деревенскую культуру – она является частью некоторых обрядов, которые особенно распространены среди небольших национальностей – мордвы, мокшей, чувашей. В основе некоторых местных религиозных течений лежат исторические факты взаимодействия человека, основавшего этот культ, и таких светоносных шаров. С точки зрения ортодоксальной науки, все было бы гораздо проще объяснить, если бы подобные наблюдения оставались в далеком прошлом – мол, мало ли какие суеверия были у наших необразованных предков. Вот и выдумывали они сказки о нечистой силе, считая душами покойников пролетающие над деревнями огненные шары с искрящимися хвостами...

Однако, не выходит списать все на суеверия. И по сей день жители жигулевских сел – образованные современные люди без излишних предрассудков – продолжают наблюдать подобные феномены. То, что характер явлений сохраняется и по наше время, говорит об отсутствии принципиальной разницы между большинством сообщений прошлых веков и свидетельствами современных очевидцев, что, в свою очередь, заставляет предположить преимущественно земной, природный процесс образования подобных аномальных явлений. Возможно, их причина в тектонических процессах, сопровождающихся активным выделением энергии. Но менее волнующими от этого они не становятся.

Как показывает опыт, народные предания надо изучать пристрастно, но не с той точки зрения, что все они – байки, а пытаясь найти в рассказах необразованных старушек из забытых богом и людьми деревень остатки древнего Знания; изучать их так, как изучал Шлиман легенды о Трое.

В легендах же Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых – Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулевских недр, скрытыми в пещерах под Жигулями. Пещер таких, действительно, огромное количество – и природных, которые активно использовались местными жителями в течение многих сотен лет, и рукотворных.

Культ Хозяйки, возможно, является отголоском культа Богини плодородия, Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), одним из следов матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племен. Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулевские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестер-богатырок, к которым меряться силой приходили “и добрые молодцы, и калики перехожие”.

Видимо, с распространением в наших местах новой веры, легенды о сестрах-богатырках постепенно заменились на рассказы о ведьмах, спящих долгим сном под Жигулями (так часто бывает в истории). В редкую ночь, говорят предания, ведьмы вылетают из-под воды на своих ступах, чтобы потом вернуться и опять уснуть до урочного часа. Можно предположить, что в этом случае мы наблюдаем определенную конвергенцию мифов – схождение, а потом и объединение мифологических линий.

Одна из этих линий имеет свое начало в историческом факте существования матриархата, а другая, возможно, свидетельствует о многолетней истории наблюдений неопознанных летающих объектов явно нечеловеческого генезиса, по внешнему виду напоминающих распространенный некогда предмет обихода – ступы.

Предположить подобное позволили современные свидетельства очевидцев. Так, одна из жительниц города Тольятти утром на берегу Волги напротив Жигулей наблюдала, как в небе появилась “звезда”, которая быстро росла и в конце концов оказалась “двойной ступой”, сложенной широкими концами друг к другу. “Ступа” имела размеры в несколько метров и явно металлический корпус. Из-под воды поднялся конус света, в него влетела “ступа”, опустилась под воду и ушла за пределы видимости. Аналогичные случаи много раз сообщали и летчики аэропорта Курумоч – правда, те видели подобные “ступы” в небе, и не только над Жигулями.

Макарова Т.В.
‘’Тольятти: хроники аномальных явлений, факты и размышления.’’

при участии Н.И.Макаровой, Н.А.Гусева, А.И.Статенина

|